Психолог-консультант в своей работе помогает создать условия для того, чтобы клиент смог изменить свою жизнь к лучшему, раскрыть свой потенциал, преодолеть жизненные препятствия и решить психологические проблемы. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) как нельзя лучше подходит для этого.
Используя в своей работе техники КПТ, психолог может выделить неосознанную мотивацию или желания клиента, перевести их на сознательный уровень, помочь изменить негативные установки и убеждения, которые мешают нормально жить.
Цель программы – познакомить слушателя с основами психологии, возрастной и социальной психологией, основами психологического консультирования и психодиагностикой, историей развития КПТ, техниками и методами КПТ, моделями работы с клиентом и т. д.
1. Изучить основы законодательства, которыми регулируется профессиональная деятельность.
2. Изучить общепрофессиональные дисциплины:
общая психология и психология личности;
возрастная психология и психология семьи;
социальная и организационная психология;
основы психологического консультирования и психодиагностика;
психотерапия: теория и практика.
3. Изучить специальные дисциплины:
введение в профессию;
анатомия и физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем;
профессиональная этика в работе психолога;
история психологии;
педагогическая психология;
дифференциальная психология, психология индивидуальных различий;
введение в клиническую психологию;
психофизиология;
психотерапевтические технологии в работе психолога;
методы активного социально-психологического обучения;
девиантология, психология девиантного поведения;
психология аддиктивного поведения, психокоррекция зависимостей;
специальная психология;
коучинг-технологии;
конфликтология и медиация.
4. Изучить дисциплины дополнительной специализации:
история и современное состояние развития метода, научное обоснование КПТ;
характеристика основных подходов КПТ, принципы работы, особенности, показания, ограничения;
модель практической работы в рамках когнитивно-бихевиорального подхода;
модель работы, основанная на теории информации;
работа психолога в русле когнитивно-поведенческой психотерапии А. Бека;
оценка эффективности работы, завершение работы и профилактика рецидивов;
использования КПТ в работе с аддикцией;
использования КПТ в работе с депрессивными симптомами, тревожностью, фобиями;
использования КПТ в работе с расстройствами пищевого поведения;
использования КПТ в работе с обсессивно-компульсивными расстройствами;
использования КПТ в преодолении прокрастинации;
метакогнитивный подход;
Mindfulness – терапия, основанная на осознанности;
диалектико-поведенческая терапия;
десенсибилизация и переработка движениями глаз;
схема-терапия.
5. Пройти практикумы по КПТ (ступень 1):
структура сессии в КПТ, основные элементы и их обоснование, разбор и решение проблем в структурировании сессии;
работа с автоматическими мыслями клиента, техники выявления, оценки и оспаривания дисфункциональных мыслей;
работа с убеждениями клиента, виды убеждений, понятие схем, техники и их применение;
поведенческие техники в работе с клиентами, десенсибилизация, наводнение, экспозиция, ролевые игры;
тревожные расстройства как одна из самых частых проблем для работы в КПТ.
6. Пройти практикумы по КПТ (ступень 2):
техники и приемы когнитивно-поведенческой терапии депрессивного расстройства;
техники и приемы когнитивно-поведенческой терапии в работе с зависимым поведением;
практика управления стрессом, «Прививка против стресса»;
формирование навыков социального взаимодействия и ассертивного поведения у клиента;
когнитивные и поведенческие методы в работе с посттравматическим стрессовым расстройством у клиента, метод ДПДГ (EMDR);
групповая интервизия, проведение консультативной сессии и анализ ее эффективности.