Обычные методы работы психолога в кризисных или экстремальных ситуациях не срабатывают. Для людей, которые оказались в травмирующей ситуации, нужна особая поддержка. Роль кризисного психолога в таких ситуациях является очень важной.
Этот специалист должен уметь использовать особые методы диагностики и коррекции кризисного состояния, быстро оказать психологическую помощь. В задачи кризисной психологии входит профилактика острых психических реакций, неврологических и психических нарушений, психологическая адаптация человека.
Цель курса – познакомить слушателя с общей психологией, анатомией и физиологией, основами кризисной психологии, технологиями помощи и т. д.
1. Изучить нормативно-правовой раздел.
2. Изучить общепрофессиональные дисциплины:
общая психология и психология личности;
возрастная и семейная психология;
анатомия и физиология центральной нервной системы;
физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем;
профессиональная этика в работе психолога.
3. Изучить специальные дисциплины:
введение в профессию «Кризисный психолог»;
введение в психологию кризисных и экстремальных ситуаций;
характеристика нормативных и ненормативных кризисов;
психотравмирующие события, механизм возникновения психотравмы, классификация травмы;
диагностика кризисных состояний;
технологии оказания экстренной помощи в экстремальных ситуациях;
психологическое сопровождение кризисных состояний;
психологическая поддержка в период семейных кризисов: супружеская измена, развод, конфликты;
психологическое сопровождение в ситуации утраты;
технологии психологической помощи в ситуации насилия;
виды возрастных кризисов;
суицидальное поведение клиента в психологической практике, диагностика и профилактика суицидального риска;
детская психология в условиях кризисного состояния;
особенности психологического консультирования при различных реакциях на стресс;
особенности психологической помощи на разных стадиях протекания горя;
интегративный подход в работе со страхом;
феноменология посттравматического стресса, обзор теоретических моделей и подходов;
психопрофилактика вторичной травматизации специалистов;
психологическая диагностика ПТСР;
алгоритм работы с ПТСР, терапевтическая позиция и готовность специалиста, профилактика профессионального выгорания при работе с психической травмой;
методы и техники стабилизации эмоционального состояния;
работа психолога с пиковыми переживаниями, техники безопасной проработки травмирующего события;
технологии работы с посттравматической депрессией;
техники доступа к внутренним и внешним ресурсам, переосмысление травмирующего опыта и его интеграция в повседневную жизнь;
диагностическое психологическое консультирование и диагностика.
4. Освоить методы арт-терапии, применяемые в кризисной психологии:
общая характеристика метода арт-терапии;
общие правила применения арт-терапии в индивидуальном психологическом консультировании;
структура арт-терапевтической сессии;
арт-терапия в работе с кризисными состояниями;
арт-терапия в работе с психологической травмой.
5. Пройти практикумы:
установление контакта с клиентом, переход в проблемное поле, техника «Каракули», работа с рисунком на четырех уровнях анализа;
алгоритм составления цветовой карты клиента, техника использования цвета для гармонизации состояния клиента;
арт-терапевтические техники работы с базовыми эмоциями;
применение техники ресурсно-ориентированной арт-терапии «Ладошка», «Место, где мне хорошо».