Нейродефектология возникла на стыке нескольких наук – нейропсихологии, нейрофизиологии и коррекционной педагогики. Это современное направление позволяет совершенствовать методики коррекционной и реабилитационной работы с детьми и взрослыми с ОВЗ.
Знание нейродефектологии позволяет лучше понимать механизмы регуляции процессов в головном мозге, избегать откатов в коррекции и реабилитации, проводить нейродиагностику, правильно выстраивать коррекционную или реабилитационную программу, разбираться в особенностях развития и функционирования психомоторики, повышать результативность работы и многое другое.
Цель программы – дать слушателю знания по общепрофессиональным дисциплинам, нейропсихологии, нейродиагностике, комплексной реабилитации и т. д.
1. Изучить общепрофессиональные дисциплины:
общая психология;
возрастная психология, анатомия и физиология;
основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности;
введение в клиническую психологию;
основы генетики и психогенетика;
клиническая и детская нейропсихология;
основы невропатологии, психопатологии и дефектологии;
нейродефектология;
анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей;
развитие речи в норме и недоразвитие речи (онтогенез и дизонтогенез речевого развития);
психология лиц с нарушениями речи (логопсихология);
специальная психология и специальная (коррекционная) педагогика;
педагогические системы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
инклюзивное и интегрированное образование.
2. Изучить специальные дисциплины:
методы нейропсихологической диагностики;
нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга;
нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга;
нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга;
нейропсихологический подход к реабилитации и восстановлению высших психических функций;
нейропсихологическая реабилитация;
современные методы нейродефектологического обследования;
диагностика детей с ОВЗ, деятельность медико-психолого-педагогической комиссии;
основы клиники интеллектуальной недостаточности;
воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика);
проблемы содержания образования умственно отсталых детей;
воспитание и обучение детей с нарушением зрения (тифлопедагогика);
система мероприятий по коррекции сенсомоторного развития детей с нарушением зрения;
воспитание и обучение детей с нарушением слуха (сурдопедагогика);
содержание и организация образования глухих и слабослышащих детей;
воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
процедура оценки и измерения поведения, основные техники анализа вербального поведения детей с расстройствами аутистического спектра;
воспитание и обучение детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
организация дифференциальной диагностики в логопедии;
воспитание и обучение детей с нарушением речи, основы коррекционной работы;
организация нейрореабилитации больных с патологией речи и других высших психических функций;
нейрореабилитация детей с алалией;
афазия, виды афазии, обследование лиц с афазией, методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией, коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии;
клиника и динамика афазии при геморрагическом и ишемическом инсульте, спонтанное и направленное восстановление речи после инсульта;
использование логоритмических упражнений для восстановления речевой функции;
комплексная нейрореабилитация лиц со сложной структурой дефекта.