Нарушения речевой функции могут сигнализировать о серьезных патологиях в развитии ребенка, стать причиной проблем в учебе, общении со сверстниками, сказаться на общем развитии ребенка. Поэтому важно как можно раньше заметить эти речевые проблемы и обратиться к логопеду.
Учитывая рост числа детей с речевыми проблемами, эти специалисты востребованы в наше время. Профессия логопеда привлекательна не только своей востребованностью, но социальной значимостью, удобным графиком, возможностью работать на себя.
Цель курса – дать слушателю необходимые знания, чтобы стать квалифицированным специалистом в области логопедии.
1. Изучить общепрофессиональные дисциплины:
общая психология;
возрастная анатомия и физиология;
психология развития и возрастная психология;
основы генетики;
анатомия и физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем;
специальная психология;
психология лиц с нарушениями речи (логопсихология);
клиническая нейропсихология;
специальная (коррекционная) педагогика;
ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: организация и содержание образовательного процесса;
инклюзивное и интегрированное образование;
частная клиническая психология;
патопсихология;
структурно-функциональная организация мозга и психическая деятельность.
2. Изучить специальные дисциплины:
развитие речи в норме и недоразвитие речи (онтогенез и дизонтогенез речевого развития);
введение в профессию «Учитель-логопед»;
организация дифференциальной диагностики в логопедии;
дислалия, недостатки звукопроизношения, коррекция нарушений звукопроизношения;
дизартрия;
ринолалия, коррекционная работа по исправлению последствий врожденных расщелин губы и нёба у детей;
алалия, коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи;
афазия, коррекционно-логопедическая работа по восстановлению речевых и неречевых функций;
ОНР и ФФНР;
заикание, коррекционная работа по нормализации темпо-ритмической организации речи;
нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия), методики коррекционной работы по устранению нарушений;
обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС;
методика развития речи детей с нарушениями речи.
3. Изучить основы нейропсихологии:
теоретико-методологические основы нейропсихологии;
проблема локализации высших психических функций;
методы нейропсихологической диагностики.
4. Изучить основные нейропсихологические симптомы и синдромы:
сенсорные и гностические расстройства анализаторных систем;
нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения;
нейропсихологические синдромы при локальных поражениях, при сосудистых поражениях головного мозга, при паркинсонизме, при старении, при мозговом инсульте.
5. Уметь проводить нейропсихологическое обследование:
особенности проведения нейропсихологических обследований;
схема нейропсихологической диагностики взрослых, методы, методики и пробы;
особенности написания нейропсихологического заключения;
нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга;
нейропсихологический анализ эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.
6. Знать основные подходы к реабилитации больных в нейропсихологии и смежных отраслях науки, современные подходы к восстановлению ВПФ.
7. Уметь проводить восстановительное обучение:
научные основы нейропсихологической реабилитации больных;
восстановление устной экспрессивной и импрессивной речи;
формы организации нейропсихологической реабилитации больных.
8. Изучить нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности:
нарушение и восстановление решения арифметических задач;
акалькулия, нарушение и восстановление счета;
нарушение и восстановление конструктивной деятельности.
9. Пройти практикумы:
практикум по нейропсихологической диагностике;
практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы;
практикум по нейропсихологической диагностике в детском возрасте.
10. Изучить дисциплины дополнительной специализации:
сенсорные и гностические зрительные расстройства в детском возрасте, зрительные агнозии;
сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства в детском возрасте, тактильные агнозии;
сенсорные и гностические слуховые расстройства в детском возрасте, слуховые агнозии, соматоагнозии;
виды нарушений интегративных высших психических функций у детей;
принципы и методы нейропсихологического обследования детей;
нейропсихологическая диагностика и консультирование в детском возрасте;
использование нейропсихологического подхода в психологической коррекции детей с различными отклонениями в развитии;
консультирование родителей;
нейропсихологическая диагностика и методы коррекции детей с задержкой психического развития;
клинико-психологическая характеристика умственной отсталости (УО);
особенности диагностики и коррекции детей с умственной отсталостью;
синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
особенности диагностики и коррекции детей с СДВГ;
нейропсихологическое консультирование в образовании.