К сожалению, состояния зависимости и созависимости являются частым поводом обращения людей к психологам. Созависимостью в психологии называют патологическую углубленность в жизнь и проблемы другого человека. Зависимость – это нездоровое пристрастие к людям, предметам, вещам, пагубным привычкам, которое человек не в состоянии преодолеть самостоятельно.
Задача грамотного психолога – посредством доверительных интервью и использования эффективных психотерапевтических тактик помочь пациенту справиться с болезненным стремлением к выбранному объекту и возникшей зависимостью.
Цель программы повышения квалификации – в удобной дистанционной форме подготовить к работе с зависимыми и созависимыми личностями практикующих психологов, научить владеть действенными лечебно-коррекционными методами и диагностическими техниками.
1. Изучить общее представление о проблеме аддикции, концепцию болезни, биопсихосоциальную модель заболевания, рассмотреть стадии развития химических зависимостей.
2. Освоить общую клиническую характеристику клиентов с химическими зависимостями (алкогольной, зависимостью от опиоидов, от снотворных или седативных веществ, от стимуляторов, от летучих растворителей, от каннабиноидов).
3. Усвоить понятие «зависимая личность» и «зависимое (аддиктивное) поведение». Понять, каковы психологические особенности зависимой личности, влияние типа акцентуации характера на риск формирования зависимости от психоактивных веществ, личностные особенности аддиктов, причины формирования аддиктивного поведения и признаки зависимого поведения.
4. Познакомиться с диагностическим инструментарием и научиться применять эти знания в работе психолога с химически зависимыми и созависимыми клиентами.
5. Освоить урок: «Помощь психолога при зависимом поведении. Формы и виды мотивации. Работа с анозогнозией. Виды психологических защит. Причины сопротивления выздоровлению. Виды сопротивления. Преодоление сопротивления. Понятие «тяга». Техники работы с тягой. Профилактика тяги».
6. Изучить понятия «срыв, рецидив», процесс срыва, фазы развития срыва, профилактику срыва.
7. Изучить урок: «Использование арт-терапии и гештальт-терапии при консультировании зависимых от ПАВ. Работа с чувствами и образами. Проработка негативных чувств и эмоций. Работа психолога с травмами детства».
8. Научиться применять техники когнитивно-поведенческой терапии в работе с химически зависимыми. Разобрать ошибки мышления. Научиться работать с убеждениями. Изучить развитие новых положительных привычек и поведенческих программ, поддержка в психологическом взрослении клиента.
9. Усвоить понятие «созависимость». Изучить фазы созависимости, причины формирования созависимости, методы коррекции созависимости. Познакомиться с треугольником Карпмана (жертва, преследователь, спасатель), техниками и приемами для работы с треугольником Карпмана.