Подростки являются уязвимой прослойкой нашего общества. Их проще втягивать в сомнительные мероприятия, настраивать на негативное отношение к окружающим, приучать к наркотическим веществам и т. д. Большую роль в этом играют отсутствие жизненного опыта, нестабильная психика, желание быстрее повзрослеть и др.
Особенно это касается детей из социально неблагополучных семей. Хотя и в благополучных семьях родители не всегда уделяют детям должного внимания. А сложности переходного возраста могут окончательно разделить детей и родителей. На специалистов по работе с подростками и педагогов ложится большая ответственность. Необходимо грамотно проводить профилактическую работу, найти с подростками общий язык, вовремя заметить тревожные признаки.
1. Изучить социально-психологические и медико-биологические аспекты формирования зависимостей от психоактивных веществ у подростков:
подростковый возраст как фактор риска развития аддиктивного поведения, сценарии привлечения к употреблению наркотиков;
наркотические и психотропные вещества: особенности действия на организм и признаки употребления;
клинические формы наркомании и токсикоманий. Особенности химической зависимости у подростков.
2. Изучить принципы и подходы в профилактике зависимого поведения:
теоретические основы профилактики наркомании, принципы построения профилактических программ;
основные виды профилактики зависимостей от психоактивных веществ и их практическое применение;
система организационно-правового регулирования профилактики наркомании.
3. Организация работы по профилактике наркозависимости в образовательной среде:
планирование и осуществление работы по профилактике наркомании среди подростков и молодежи в образовательных организациях;
аналитико-диагностическая деятельность по выявлению учащихся «группы риска», работа с родителями по вопросам антинаркотической направленности;
алгоритм действий при выявлении фактов участия обучающихся в незаконном обороте наркотических средств.