Что, если воспринимать фотографию не как картинки, а как призму, через которую можно анализировать культуру, исторические события и жизнь общества? Для этого не обязательно долго учиться. Курс «История фотографии» — ёмкий и чётко структурированный, поэтому вы за короткое время узнаете, как фотография стала такой, какой мы её знаем сегодня.
Расскажем, как появилась фотография, как менялись её технологии и приёмы, как фотография стала искусством и какой потенциал ей ещё предстоит раскрыть. Познакомим с ключевыми направлениями, авторами и произведениями. Выясним, почему современная культура немыслима без фотоснимков.
Курс подходит для всех, кто хочет научиться «читать фотографию» и по-новому взглянуть на историю через снимки знаменитых фотографов.
- Фотография как тиражируемый образ: уличная фотография
Исследуем развитие уличной фотографии с начала XX века до современности. Вы узнаете о первых фотографах, таких как Эжен Атже и Генрих Цилле, которые снимали повседневную жизнь на улицах Парижа и Берлина. Обсудим, как в 1960-х годах уличная фотография вновь обрела популярность благодаря молодым фотографам. Особое внимание уделим провокационному фотоальбому Роберта Франка «Американцы».Вы познакомитесь с выдающимися американскими уличными фотографами, такими как Диана Арбус и Гари Виногранд, и узнаете о специфике уличной фотографии, включая подходы любителей и профессионалов.После модуля вы сможете:Охарактеризовать специфику уличной фотографииНазвать ключевые фигуры уличных фотографов и их ключевые снимки
- Фотография как тиражируемый образ: модная фотография
Переходим к миру модной фотографии. Рассмотрим её историю, начиная с первых штатных фотографов для журналов Vogue и Harper’s Bazaar и заканчивая особенностями современной модной фотографии. Вы узнаете, как послевоенная модная фотография и celebrity-фотография изменили представление о моде, и познакомитесь с такими мастерами, как Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Эрвин Блюменфельд и другие. Увидите, как сюрреализм повлиял на этот жанр. Подробно опишем ключевые черты модной фотографии с 60-х до 90-х годов: раскрепощение, новые образы, постмодернизм. После модуля вы сможете:Охарактеризовать жанр модной фотографииНазвать важных для истории фотографии фотографов модыОхарактеризовать стилистические тенденции в модной фотографии XX века
- Фотография как тиражируемый образ: модная фотография
Переходим к миру модной фотографии. Рассмотрим её историю, начиная с первых штатных фотографов для журналов Vogue и Harper’s Bazaar и заканчивая особенностями современной модной фотографии. Вы узнаете, как послевоенная модная фотография и celebrity-фотография изменили представление о моде, и познакомитесь с такими мастерами, как Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Эрвин Блюменфельд и другие. Увидите, как сюрреализм повлиял на этот жанр. Подробно опишем ключевые черты модной фотографии с 60-х до 90-х годов: раскрепощение, новые образы, постмодернизм. После модуля вы сможете:Охарактеризовать жанр модной фотографииНазвать важных для истории фотографии фотографов модыОхарактеризовать стилистические тенденции в модной фотографии XX века
- История фотографии: введение
В этом модуле мы рассмотрим фотографию как один из важнейших медиумов, который изменил облик современности. Обсудим подходы к определению роли и предназначения фотографии, а также её двойственную природу — техники и искусства.Поговорим о том, как фотография документирует события и передаёт информацию, и коснёмся темы авторства: как точка зрения фотографа влияет на изображение и его интерпретацию.После модуля вы сможете:Рассказать о своеобразии фотографии как вида искусстваОбъяснить дихотомию документальности и постановочности в фотографииОхарактеризовать специфику фотографии с точки зрения классификации знаков (по Чарлзу Пирсу)
- Фотография как технология: начало
Вы узнаете о предыстории фотографии и первых техниках автоматического запечатления образов, таких как гелиография. Мы обсудим особенности и выразительные возможности каждой из этих технологий.Сфокусируемся на истории появления фотографии, начиная с первых экспериментов Нисефора Ниепса, Луи Дагера и Уильяма Генри Фокса Тальбота.Погрузимся в физику и химию, стоящими за фотографическими процессами, и изучим развитие технологий, таких как дагеротипия и калотипия.После модуля вы сможете:Рассказать о генезисе фотографии и её предысторииНазвать имена изобретателей первых фотографических техникОхарактеризовать специфику ранних фотографий с эстетической точки зрения
- Фотография как тиражируемый образ: социальная фотография
Мы исследуем специфику жанра социальной фотографии и познакомимся с его основными представителями. Вы увидите, как фотографии могут служить доказательствами преступлений, например на Нюрнбергском процессе, и как проекты, такие как «Люди ХХ века» Августа Зандера, помогают осветить социальные проблемы.Вы узнаете об особенностях и причинах появления гуманистической фотографии. Познакомитесь с выставкой «Род человеческий» и фоторепортажами, отражающими страдания мирных жителей в тылу. Также мы посмотрим на работы Ларри Кларка, в частности его альбом «Талса», который поднимает актуальные проблемы современного общества.Наконец, мы проанализируем политические и социальные проблемы, отражённые в современной социальной фотографии.После модуля вы сможете: Охарактеризовать специфику социальной фотографииПеречислить имена наиболее значимых авторов и их ключевые произведения
- История фотографии: введение
В этом модуле мы рассмотрим фотографию как один из важнейших медиумов, который изменил облик современности. Обсудим подходы к определению роли и предназначения фотографии, а также её двойственную природу — техники и искусства.Поговорим о том, как фотография документирует события и передаёт информацию, и коснёмся темы авторства: как точка зрения фотографа влияет на изображение и его интерпретацию.После модуля вы сможете:Рассказать о своеобразии фотографии как вида искусстваОбъяснить дихотомию документальности и постановочности в фотографииОхарактеризовать специфику фотографии с точки зрения классификации знаков (по Чарлзу Пирсу)
- Фотография как искусство: модернизм
Перейдём к модернистской фотографии. Вы узнаете о новых художественных практиках, о том, как эстетика дадаизма, футуризма и других авангардных течений выражалась в фотографии. Познакомитесь с опытами Ласло Мохой-Надя и эстетикой Баухауса.Мы рассмотрим специфику «левой» фотографии, техники коллажа и фотомонтажа. Поговорим о вкладе авангардных журналов: ЛЕФ и «СССР на стройке». Остановимся на творчестве Александра Родченко и его современников.В конце модуля вас ждёт обсуждение сюрреализма в фотографии (например, в работах Ман Рея и Брассая), творчества Йозефа Судека, который в 1940-х годах сосредоточился на запечатлении «внутренних состояний», и художественных стратегий субъективной фотографии в США.После модуля вы сможете: Охарактеризовать специфику авангардной фотографииНазвать стилистические признаки работ фотографов-модернистов и их эстетические воззренияРассказать об особенностях субъективной фотографии
- Фотография как тиражируемый образ: военная фотография
В этом модуле мы исследуем роль военной фотографии в документировании конфликтов. Рассмотрим, как вооружённые конфликты, такие как Русско-турецкая война и Гражданская война в Америке, стали предметом внимания фотографов. Вы увидите, как фотографии фиксируют разрушительные последствия протестов, войн и революций по всему миру. Проанализируем, как военная фотография приобрела широкий размах во время Второй мировой войны, когда средства массовой информации использовали её в пропагандистских целях, делая фоторепортаж важной частью журналистики. Вы узнаете о фотографах на передовой и отечественной фотографии того времени.В заключение поговорим о современной военной фотографии. Обсудим позицию фотографа как «гонца» и этические аспекты, связанные с работой в конфликтных зонах.После модуля вы сможете:Охарактеризовать специфику военной фотографииНазвать имена и основные произведения выдающихся военных фотографов, отечественных и зарубежных
- Фотография как искусство: диалог с живописью
В этом модуле мы будем говорить о том, как началось осознание принадлежности фотографии к искусству. Обсудим общественные споры о фотографии, когда многие считали её «механической» работой, недостойной сравнения с мастерством живописцев. Вы узнаете о пикториализме, о группе «Братство плетёного кольца» и клубах фотолюбителей в Англии и США. Также мы рассмотрим художественные техники фотопечати и роль Альфреда Штиглица и его журнала Camera Work в развитии художественной фотографии.После модуля вы сможете: Охарактеризовать специфику взаимоотношений фотографии и искусстваНазвать имена выдающихся фотографов второй половины XIX века и приметы их стиляОхарактеризовать специфику авторских техник печати
- Фотография как искусство: диалог с живописью
В этом модуле мы будем говорить о том, как началось осознание принадлежности фотографии к искусству. Обсудим общественные споры о фотографии, когда многие считали её «механической» работой, недостойной сравнения с мастерством живописцев. Вы узнаете о пикториализме, о группе «Братство плетёного кольца» и клубах фотолюбителей в Англии и США. Также мы рассмотрим художественные техники фотопечати и роль Альфреда Штиглица и его журнала Camera Work в развитии художественной фотографии.После модуля вы сможете: Охарактеризовать специфику взаимоотношений фотографии и искусстваНазвать имена выдающихся фотографов второй половины XIX века и приметы их стиляОхарактеризовать специфику авторских техник печати
- Фотография как технология: начало
Вы узнаете о предыстории фотографии и первых техниках автоматического запечатления образов, таких как гелиография. Мы обсудим особенности и выразительные возможности каждой из этих технологий.Сфокусируемся на истории появления фотографии, начиная с первых экспериментов Нисефора Ниепса, Луи Дагера и Уильяма Генри Фокса Тальбота.Погрузимся в физику и химию, стоящими за фотографическими процессами, и изучим развитие технологий, таких как дагеротипия и калотипия.После модуля вы сможете:Рассказать о генезисе фотографии и её предысторииНазвать имена изобретателей первых фотографических техникОхарактеризовать специфику ранних фотографий с эстетической точки зрения
- Фотография как искусство: современное искусство
В последнем модуле вы узнаете, как фотография стала важной частью современного искусства с 1960-х годов и какую роль она играет в работах художников. Проанализируем, как поп-арт, в частности работы Энди Уорхола, повлияли на фотографию. Познакомимся с концептуализмом и ролью фотодокументации в работах концептуалистов, а затем перейдём к постмодернизму и остановимся на знаковой работе «Смерть автора».Вы исследуете современные подходы к «апроприации» и влияние Дюссельдорфской школы на фотографию.После модуля вы сможете: Описать, как эстетика рекламы и жёлтой прессы связана с фотографиейОхарактеризовать понятие «концептуализм» в контексте истории фотографииРазличать специфику различных форм экспонирования фотографии
- Фотография как технология: фотография в повседневной жизни
В 1880-х годах технические достижения сделали фотографию более доступной, позволяя ей стать массовым явлением.В этом модуле мы сосредоточимся на технологии фотографии. Поговорим о том, как технологии, такие как мокрый и сухой коллодий, желатин-серебряный процесс, альбуминовая печать и фотоплёнка, изменили процесс фотографирования.Вы узнаете о внедрении цвета в фотографию и познакомитесь с ключевыми фигурами, такими как Антуан Беккерель и Джеймс Клерк Максвелл. Мы исследуем аддитивные технологии и появление первых цветных плёнок, что заложило основы для современного цифрового фотографического искусства.После модуля вы сможете:Рассказать о генезисе массовой фотографии и её влиянии на культуруНазвать имена изобретателей техник цветной фотографииОхарактеризовать специфику ранних фотографий с эстетической точки зрения
- Фотография как тиражируемый образ: социальная фотография
Мы исследуем специфику жанра социальной фотографии и познакомимся с его основными представителями. Вы увидите, как фотографии могут служить доказательствами преступлений, например на Нюрнбергском процессе, и как проекты, такие как «Люди ХХ века» Августа Зандера, помогают осветить социальные проблемы.Вы узнаете об особенностях и причинах появления гуманистической фотографии. Познакомитесь с выставкой «Род человеческий» и фоторепортажами, отражающими страдания мирных жителей в тылу. Также мы посмотрим на работы Ларри Кларка, в частности его альбом «Талса», который поднимает актуальные проблемы современного общества.Наконец, мы проанализируем политические и социальные проблемы, отражённые в современной социальной фотографии.После модуля вы сможете: Охарактеризовать специфику социальной фотографииПеречислить имена наиболее значимых авторов и их ключевые произведения
- Фотография как технология: фотография в повседневной жизни
В 1880-х годах технические достижения сделали фотографию более доступной, позволяя ей стать массовым явлением.В этом модуле мы сосредоточимся на технологии фотографии. Поговорим о том, как технологии, такие как мокрый и сухой коллодий, желатин-серебряный процесс, альбуминовая печать и фотоплёнка, изменили процесс фотографирования.Вы узнаете о внедрении цвета в фотографию и познакомитесь с ключевыми фигурами, такими как Антуан Беккерель и Джеймс Клерк Максвелл. Мы исследуем аддитивные технологии и появление первых цветных плёнок, что заложило основы для современного цифрового фотографического искусства.После модуля вы сможете:Рассказать о генезисе массовой фотографии и её влиянии на культуруНазвать имена изобретателей техник цветной фотографииОхарактеризовать специфику ранних фотографий с эстетической точки зрения
- Фотография как тиражируемый образ: уличная фотография
Исследуем развитие уличной фотографии с начала XX века до современности. Вы узнаете о первых фотографах, таких как Эжен Атже и Генрих Цилле, которые снимали повседневную жизнь на улицах Парижа и Берлина. Обсудим, как в 1960-х годах уличная фотография вновь обрела популярность благодаря молодым фотографам. Особое внимание уделим провокационному фотоальбому Роберта Франка «Американцы».Вы познакомитесь с выдающимися американскими уличными фотографами, такими как Диана Арбус и Гари Виногранд, и узнаете о специфике уличной фотографии, включая подходы любителей и профессионалов.После модуля вы сможете:Охарактеризовать специфику уличной фотографииНазвать ключевые фигуры уличных фотографов и их ключевые снимки
- Фотография как искусство: модернизм
Перейдём к модернистской фотографии. Вы узнаете о новых художественных практиках, о том, как эстетика дадаизма, футуризма и других авангардных течений выражалась в фотографии. Познакомитесь с опытами Ласло Мохой-Надя и эстетикой Баухауса.Мы рассмотрим специфику «левой» фотографии, техники коллажа и фотомонтажа. Поговорим о вкладе авангардных журналов: ЛЕФ и «СССР на стройке». Остановимся на творчестве Александра Родченко и его современников.В конце модуля вас ждёт обсуждение сюрреализма в фотографии (например, в работах Ман Рея и Брассая), творчества Йозефа Судека, который в 1940-х годах сосредоточился на запечатлении «внутренних состояний», и художественных стратегий субъективной фотографии в США.После модуля вы сможете: Охарактеризовать специфику авангардной фотографииНазвать стилистические признаки работ фотографов-модернистов и их эстетические воззренияРассказать об особенностях субъективной фотографии
- Фотография как тиражируемый образ: военная фотография
В этом модуле мы исследуем роль военной фотографии в документировании конфликтов. Рассмотрим, как вооружённые конфликты, такие как Русско-турецкая война и Гражданская война в Америке, стали предметом внимания фотографов. Вы увидите, как фотографии фиксируют разрушительные последствия протестов, войн и революций по всему миру. Проанализируем, как военная фотография приобрела широкий размах во время Второй мировой войны, когда средства массовой информации использовали её в пропагандистских целях, делая фоторепортаж важной частью журналистики. Вы узнаете о фотографах на передовой и отечественной фотографии того времени.В заключение поговорим о современной военной фотографии. Обсудим позицию фотографа как «гонца» и этические аспекты, связанные с работой в конфликтных зонах.После модуля вы сможете:Охарактеризовать специфику военной фотографииНазвать имена и основные произведения выдающихся военных фотографов, отечественных и зарубежных
- Фотография как искусство: современное искусство
В последнем модуле вы узнаете, как фотография стала важной частью современного искусства с 1960-х годов и какую роль она играет в работах художников. Проанализируем, как поп-арт, в частности работы Энди Уорхола, повлияли на фотографию. Познакомимся с концептуализмом и ролью фотодокументации в работах концептуалистов, а затем перейдём к постмодернизму и остановимся на знаковой работе «Смерть автора».Вы исследуете современные подходы к «апроприации» и влияние Дюссельдорфской школы на фотографию.После модуля вы сможете: Описать, как эстетика рекламы и жёлтой прессы связана с фотографиейОхарактеризовать понятие «концептуализм» в контексте истории фотографииРазличать специфику различных форм экспонирования фотографии
-
Цена - Бесплатно
- Продолжительность курса составляет 20 часов